Приветствую Вас, Гость

22:01
Особенности поэтической речи и стихосложения

Стих - строка в стихотворном произведении

                                       

Строфа ( от греч. поворот) - группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу. Длина строфы обычно от 2-х до 16-ти стихов. Простейшие строфы - четверостишия и двустишия, которые могут образовывать более сложную строфу (напр., 3 четверостишия и двустишие, как в онегинской строфе).

 

Рифмовка   Рифмы бывают мужские, когда ударение падает на последний слог в строке и женские, когда последний слог в строке безударный.

 

   Есть несколько типов расположения рифмующихся строк в строфе.

   1. Парная рифмовка - в двустишиях, когда рифмующиеся строки идут одна за другой.

       Схема - А А.

   2. Перекрёстная рифмовка - в четверостишии, когда 1-ая строка рифмуется с 3-ей, а 2-ая с 4-й. Схема - А Б А Б.

   3. Кольцевая - в четверостишии, когда 1 стока рифмуется с 4, а 2 с 3. Схема - А Б Б А.

 

Стопа - повторяющееся сочетание метрически сильного места и метрически слабого места стихотворной речи. В силлабо-тонической системе стихосложения слабое место соответствует безударному, а сильное - ударному слогу. Стопа является метрической основой стиха. По ней определяется стихотворный размер.

 

Трехсложные стихотворные размеры

Состоят из одного ударного и двух безударных слогов.

   Дактиль (от греч. палец) - трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге. Например, «В полном разгаре страда деревенская...» Некрасова.

           - - - / - - - / - - - / - - -

    (четырехстопный дактиль)

   Амфибрахий (от греч. - с двух сторон краткий) - трехсложный размер с ударением на втором слоге. Например, «Гляжу, как безумный, на черную шаль...» Пушкина.

           - - -/ - - - / - - - / - -

     (четырехстопный амфибрахий)

   Анапест (от греч. - отраженный назад) - трехсложный размер с ударением на третьем слоге. Например, «Что ты жадно глядишь на дорогу...» Некрасова.

           - - - / - - - / - - - / -

         (трехстопный анапест)

 

Двусложные размеры стихосложения

   Ямб (от греч. - фракийский муз. инструмент) - размер с ударением на втором слоге.

Открылась бездна, звезд полна

Звездам числа нет, бездне дна.

- - / - - / - - / - -/

   Хорей (от греч. - хор) - двухсложный размер с ударением на первом слоге.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя...

   Пиррихий -вспомогательная (облегченная) стопа, состоящая из двух кратких безударных слогов; разновидность ямба или хорея, где вместо ударного слога стоит неударный.

Мчатся тучи, вьются тучи,

Невидимкою луна

Освещает снег летучий,

Мутно небо, ночь мутна.     (Пушкин)

- - / - - / / - - / - -

- - / - - / - -

- - / - - / - - / - -

- - / - - / - - / - -

 

   Спондей - вспомогательная (утяжеленная) стопа, состоящая из двух долгих ударных слогов; разновидность ямба или хорея, где вместо неударного слога стоит ударный.

...Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон. (Пушкин. Полтава)

 

Ритмообразующие элементы

ü      метрические ударения (метрика)

ü      концевые ударения (каталектика)

ü      концевые созвучия (рифма)

ü      числа слогов (силлабика)

ü      концевые паузы

ü      внутренние паузы (цезуры)

ü      внутренние созвучия (внутренние рифмы)

ü      синтаксические конструкции фраз

ü      строфы

   Силлабическое стихосложение -система стих-я, в которой длина стиха определяется кол-ом слогов; стихи называются 6-, 7-, 8-, 9-сложными и т.д. В строках может быть разное кол-во слогов - это «расшатанная» (ослабленная) силлабика. В рус. поэзии развивалась в 17-18 вв.; в последнее время была возрождена в творчестве И. Бродского в расшатанном варианте.

   Силлабо-тоническое стихосложение - система, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе; на сильных местах - располагаются ударные, на слабых - безударные. В рус. поэзии утвердились в 18 в. у Тредиаковского и Ломоносова.

   Тоническое стихосложение - система, в которой длина стиха определяется количеством ударных слогов (примыкающие безударные слоги не считаются). Основные формы - дольник, тактовик, акцентный стих. В рус. поэзии начинают развиваться с нач. 20в.

   Дольник - промежуточная форма между тонич. и силлабо-тонич. стихосложением, вид стиха, в котором при соблюдении равного кол-ва ударных слогов внутри строки кол-во безударных между ударными колеблется от одного до двух.

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов.

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов. (Ахматова)

   Сонет - стихотворение из 14 строк, традиционно состоящее из двух катренов (четверостиший) и двух терцетов (трехстиший). (Данте, Петрарка, Шекспир и др.)

Просмотров: 3267 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]