22:01 Особенности поэтической речи и стихосложения | |
Стих - строка в стихотворном произведении
Строфа ( от греч. поворот) - группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу. Длина строфы обычно от 2-х до 16-ти стихов. Простейшие строфы - четверостишия и двустишия, которые могут образовывать более сложную строфу (напр., 3 четверостишия и двустишие, как в онегинской строфе). Рифмовка Рифмы бывают мужские, когда ударение падает на последний слог в строке и женские, когда последний слог в строке безударный. Есть несколько типов расположения рифмующихся строк в строфе. 1. Парная рифмовка - в двустишиях, когда рифмующиеся строки идут одна за другой. Схема - А А. 2. Перекрёстная рифмовка - в четверостишии, когда 1-ая строка рифмуется с 3-ей, а 2-ая с 4-й. Схема - А Б А Б. 3. Кольцевая - в четверостишии, когда 1 стока рифмуется с 4, а 2 с 3. Схема - А Б Б А.
Стопа - повторяющееся сочетание метрически сильного места и метрически слабого места стихотворной речи. В силлабо-тонической системе стихосложения слабое место соответствует безударному, а сильное - ударному слогу. Стопа является метрической основой стиха. По ней определяется стихотворный размер.
Трехсложные
стихотворные размеры Состоят из одного ударного и двух безударных слогов. Дактиль (от греч. палец) - трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге. Например, «В полном разгаре страда деревенская...» Некрасова. - - - / - - - / - - - / - - - (четырехстопный дактиль) Амфибрахий (от греч. - с двух сторон краткий) - трехсложный размер с ударением на втором слоге. Например, «Гляжу, как безумный, на черную шаль...» Пушкина. - - -/ - - - / - - - / - - (четырехстопный амфибрахий) Анапест (от греч. - отраженный назад) - трехсложный размер с ударением на третьем слоге. Например, «Что ты жадно глядишь на дорогу...» Некрасова. - - - / - - - / - - - / - (трехстопный анапест) Двусложные размеры стихосложения Ямб (от греч. - фракийский муз. инструмент) - размер с ударением на втором слоге. Открылась бездна, звезд полна Звездам числа нет, бездне дна. - - / - - / - - / - -/ Хорей (от греч. - хор) - двухсложный размер с ударением на первом слоге. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь она завоет, То заплачет, как дитя... Пиррихий -вспомогательная (облегченная) стопа, состоящая из двух кратких безударных слогов; разновидность ямба или хорея, где вместо ударного слога стоит неударный. Мчатся тучи, вьются тучи, Невидимкою луна Освещает снег летучий, Мутно небо, ночь мутна. (Пушкин) - - / - - / / - - / - - - - / - - / - - - - / - - / - - / - - - - / - - / - - / - - Спондей - вспомогательная (утяжеленная) стопа, состоящая из двух долгих ударных слогов; разновидность ямба или хорея, где вместо неударного слога стоит ударный. ...Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. (Пушкин. Полтава) Ритмообразующие элементы ü метрические ударения (метрика) ü концевые ударения (каталектика) ü концевые созвучия (рифма) ü числа слогов (силлабика) ü концевые паузы ü внутренние паузы (цезуры) ü внутренние созвучия (внутренние рифмы) ü синтаксические конструкции фраз ü строфы Силлабическое стихосложение -система стих-я, в которой длина стиха определяется кол-ом слогов; стихи называются 6-, 7-, 8-, 9-сложными и т.д. В строках может быть разное кол-во слогов - это «расшатанная» (ослабленная) силлабика. В рус. поэзии развивалась в 17-18 вв.; в последнее время была возрождена в творчестве И. Бродского в расшатанном варианте. Силлабо-тоническое стихосложение - система, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе; на сильных местах - располагаются ударные, на слабых - безударные. В рус. поэзии утвердились в 18 в. у Тредиаковского и Ломоносова. Тоническое стихосложение - система, в которой длина стиха определяется количеством ударных слогов (примыкающие безударные слоги не считаются). Основные формы - дольник, тактовик, акцентный стих. В рус. поэзии начинают развиваться с нач. 20в. Дольник - промежуточная форма между тонич. и силлабо-тонич. стихосложением, вид стиха, в котором при соблюдении равного кол-ва ударных слогов внутри строки кол-во безударных между ударными колеблется от одного до двух. Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов. И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. (Ахматова) Сонет - стихотворение из 14 строк, традиционно состоящее из двух катренов (четверостиший) и двух терцетов (трехстиший). (Данте, Петрарка, Шекспир и др.) | |
|
Всего комментариев: 0 | |