19:28 Олимпиадные задания по русскому языку для 10 -11 классов. | |
I. Дайте развернутое определение терминов (с примерами)
(За каждый ответ 1
балл + 0,5 за каждый пример)
II.
Как
называются слова, на столкновении которых построен фрагмент из стихотворения
В.Я. Брюсова? Я – под синим пологом На холме пологом… (за правильный ответ – 1 балл) III.
Образуйте
термины по предложенной модели. Каждое явление проиллюстрируйте примером из списка. Заимствование из греческого языка – эллинизм ( ____________). Заимствование из старославянского языка - (____________). Заимствование из тюркского языка - (_________________). Заимствование из польского языка - (_________________). Заимствование из латинского языка - (_________________). Заимствование из немецкого языка - (_________________). Заимствование из английского языка - (_________________). Заимствование из французского языка - (_______________). Примеры: вензель, джемпер, абажур, мебель,
карман, древо, хоккей, сундук, галактика, франт, бульвар, бутерброд, единый,
парус, автор, штраф, агнец, джаз, зразы, гауптвахта, фонарь, доктор. (За каждый правильно названный термин – 1 балл, за каждое правильно распределенные слова по 0,5) IV. Определите лексическое значение выделенных
слов Повсюду ткани парчевые, / Играют яхонты, как жар. (Пушкин) И кровь широкими струями на чепраке его видна. (Лермонтов) Швабрин переменился в лице. «Это тебе так не пройдет», - сказал он, стиснув мне руку. – «Вы мне дадите сатисфакцию». (Пушкин) (За каждое слово по 1 баллу) V. Объясните смысл устойчивых выражений Вавилонское столпотворение, буря в стакане воды. (За каждое объяснение по 1 баллу)
VI. Какие из приведенных слов являются
однокоренными? Мягонький, мякиш, помятый, помянуть, смягчительный, сумятица, всмятку, мятежный, мякина, мяукать, обмякать, мятный, умягчать. (За каждую группу по 1 баллу) VII. От следующих названий городов образуйте нарицательные существительные со
значением «житель данного города» Москва – москвич Тула Баку Тамбов Ростов Крым Псков Харьков Устюг (За каждого правильно образованного жителя 0,5 балла)
VIII. Составьте предложения, в которых относительные и притяжательные прилагательные выступают в роли качественных. (За каждое предложение 1 балл)
IX. Расставьте знаки препинания в
предложении. Генерал когда ему что не нравилось ни перед кем не стеснялся визжал как баба ругался как кучер а иногда разорвав и разбросав по полу карты и прогнав от себя своих партнеров даже плакал с досады и злости и не более как из-за какого-нибудь валета которого сбросили вместо девятки. (Достоевский) (Максимально – 11 баллов; по одному за каждый знак) X. Прокомментируйте высказывание
академика Д.С. Лихачева, обосновав свою точку зрения. Совершенствовать свой язык – огромное удовольствие, не меньшее, чем хорошо одеваться, только менее дорогое. (Максимально – 10 баллов) Чтобы просмотреть ответы, нажмите СЮДА!
| |
|
Всего комментариев: 0 | |