Приветствую Вас, Гость

16:56
олимпиадные задания. Морфемика и словообразование. 10-11 классы

I. Какие из приведенных слов являются однокоренными?

   1. Стать, стобальный, сто, станина, повстанчество, останки, столетие, стареть, предстать, представительный, старание, стадо, безостановочный, старый.

   2. Связующий, навязчивый, вянуть, вяканье, обвязывать, подвязка, вязовый, вяжущий, вялость, вязаный, бессвязность, связистка, увядший, привязанность, увязнуть.

   3. Мягонький, мякиш, помятый, помянуть, смягчительный, вмятина, мякина, намякнуть, мятный, всмятку, мятежный, обмякнуть, умягчить, мяукать, сумятица.

   4. Впутывать, пучина, запутывание, пушинка, распухший, опутать, выпучивать, запутанность, спутник, пущий, пушка, припухать, спутывание, упутать.

   5. Прикоснуться, касаться, косить, выкос, соприкосновение, косилка, костевой, костюм, касание, касательно, соприкасаться, кастрюля, касатик.

   6. Досаливать, соль, солоноватость, сало, салочка, салки, присаливать, салазки, салют, посол, выслать, сланец, соленость, солончак, посольство, соловей, солод, осолаживать, соленье.

 

II. Какие слова русского языка объединены общим корнем?

   1. МИН//МН//МЯ

   2. Г // ГБ // ГИ // ГИБ
   3. МК // МОК // МОЧ // МЫК

   4. СВЕТ // СВЕЧ // СВЕЩ

   5. ГАЩ // ГОСТ // ГОЩ

   6. ДОРОГ // ДОРОЖ // ДРАГ // ДРОГ // ДРОЖ

 

III. Разберите по составу слова

   1. Безысходность, восходящий, обходительный, проходимец, переходность.

   2. Обнимать, изъять, принять, снять, снимать, прием.

   3. Запирать, запор, запираться, выпирающий, запертый, спертый (воздух).

   4. Камень, каменистость, закаменеть, закаменелый, окаменение.

   5. Гибкий, согнуть, сгибать, согбенный, согни.

   6. Вспоминать, помянуть, упомянутый, упоминание, память.

   7. Поющий, петь, певец, песенник, воспевать.

   8. Ходатай, хождение, хаживать, отходная, сходствовать.

   9. Осенний, лисий.

   10. Весенний, волчий.

 

IV. Роль однокоренных слов в связном тексте

 

1. Выпишите из стихотворения Д.Минаева однокоренные слова и выстройте их в словообразовательные цепочки.

 

Жизнь, говорят, неуловима,

Но устарел взгляд мудрый сей:

Глагол вязать, неоспоримо,

Есть ключ к разгадке жизни всей.

С пелен нам связывают руки

Посредством этих же пелен;

Привязчивость жрецов науки

Сильна до нынешних времен.

Подчас нам некуда деваться

От милых некогда связей

И от навязчивых друзей

Довольно трудно отвязаться.

Вина развяжет всем язык.

Мы говорим сперва не дико,

Но речи смысл бывает дик,

Коль человек не вяжет лыка.

В дни перемирья кровь и пот

Не льются - это не безделка.

Но завязалась перестрелка -

Пункт перевязочный нас ждет.

Жизнь - быль нелепая,

Колпак дурацкий вяжет нам,

Или венок... Жизнь - сфера драм,

А смерть - всех драм земных развязка.

2. Выпишите из стихотворения Ф.Кривина однокоренные слова и выстройте для каждого из них словообразовательную цепочку.

Самосохранение

Шнурки не надрывались на работе,

Болтались по обочинам дорог.

И на каком-то резком повороте

Их придавил рассеянный сапог.

Шнурки блуждали по земле с опаской,

Порваться прежде времени боясь,

И по причине этой неувязки

Безвременно их жизнь оборвалась.

3. Укажите случаи, когда в основе созвучий лежат реальные словообразовательные или этимологические связи.

   - Когда я буду Герцогиней, - сказала она про себя (без особой, правда, надежды), - у меня в кухне совсем не будет перца. Суп и без него вкусный! От перца, верно, и начинают всем перечить...

   Алиса очень обрадовалась, что открыла новое правило.

   От уксуса - куксятся, - продолжала она задумчиво, - от горчицы - огорчаются, от лука - лукавят, от вина - винятся, а от сдобы - добреют. Как жалко, что об этом никто не знает... Все было бы так просто! Ели бы сдобу и добрели! (Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес»)

 

V. От следующих названий городов и местностей образуйте нарицательные существительные со значением «житель данного города»

   Москва - москвич

Псков, Харьков, Камчатка, Палех, Старая Русса, Тамбов, Архангельск, Одесса, Кострома, Киев, Пинск, Курск, Баку, Пермь, Рим, Минск, Франция, Холм, Уфа, Крым, Омск, Полесье, Тула, Устюг.

 

VI. От существительных (географических названий) образуйте имена прилагательные. Там, где это возможно, укажите допустимые варианты

Финляндия, Флоренция, Венеция, Болонья, Перу, Генуя, Ангола, Дания, Неаполь, Баку.

 

VII. Выпишите слова, не соответствующие нормам русского литературного языка. Ответ обоснуйте.

   Кипущий, залегающий, растрепавшийся, пронизанный, придущий, грядущий, расколотый, падаемый, оторвущий.



 Понравился материал? Не забудь оценить!

Просмотров: 8474 | Добавил: Admin | Рейтинг: 3.7/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]