Приветствую Вас, Гость

19:28
Олимпиадные задания по русскому языку для 10 -11 классов.

I.              Дайте развернутое определение терминов (с примерами)

  1. Паронимы, арго, словарная помета.
  2. Графика, семантика, синонимы.
  3. Неологизмы, этимология, морфема.
  4. Многозначность, омонимия, грамматика.
  5. Омофоны, омографы, омоформы.

 (За каждый ответ 1 балл + 0,5 за каждый пример)

 

II.                 Как называются слова, на столкновении которых построен фрагмент из стихотворения В.Я. Брюсова?

      Я – под синим пологом

     На холме пологом…

 

 (за правильный ответ – 1 балл)

III.               Образуйте термины по предложенной модели. Каждое явление проиллюстрируйте примером из списка.

      Заимствование из греческого языка – эллинизм  ( ____________).

      Заимствование из старославянского языка -           (____________).

      Заимствование из тюркского языка  -             (_________________).

      Заимствование из польского языка -               (_________________).

      Заимствование из латинского языка -              (_________________).

      Заимствование из немецкого языка -                (_________________).

      Заимствование из английского языка -             (_________________).

      Заимствование из французского языка -               (_______________).

     Примеры: вензель, джемпер, абажур, мебель, карман, древо, хоккей, сундук, галактика, франт, бульвар, бутерброд, единый, парус, автор, штраф, агнец, джаз, зразы, гауптвахта, фонарь, доктор.

(За каждый правильно названный термин – 1 балл, за каждое правильно распределенные слова по 0,5)

  IV.         Определите лексическое значение выделенных слов

   Повсюду ткани парчевые, / Играют яхонты, как жар. (Пушкин)

   И кровь широкими струями на чепраке его видна. (Лермонтов)

   Швабрин переменился в лице. «Это тебе так не пройдет», - сказал он, стиснув мне руку. 

    – «Вы мне дадите сатисфакцию».  (Пушкин)

 (За каждое слово по 1 баллу)

 

V.   Объясните смысл устойчивых выражений

    Вавилонское столпотворение, буря в стакане воды.

(За каждое объяснение по 1 баллу)

 

   VI.         Какие из приведенных слов являются однокоренными?

Мягонький, мякиш, помятый, помянуть, смягчительный, сумятица, всмятку, мятежный, мякина, мяукать, обмякать, мятный, умягчать.       (За каждую группу по 1 баллу)

 

   VII.        От следующих названий городов  образуйте нарицательные существительные со значением «житель данного города»

 

Москва – москвич                                 Тула                                    Баку

Тамбов                                                   Ростов                                 Крым

Псков                                                     Харьков                               Устюг

(За каждого правильно образованного жителя 0,5 балла)

  

   VIII.       Составьте предложения, в которых относительные и притяжательные прилагательные выступают в роли качественных.  (За каждое предложение 1 балл)

 

   IX.         Расставьте знаки препинания в предложении.

   Генерал когда ему что не нравилось ни перед кем  не стеснялся визжал как баба ругался как кучер а иногда разорвав и разбросав по полу карты и прогнав от себя своих партнеров даже плакал с досады и злости и не более как из-за какого-нибудь валета которого сбросили вместо девятки.       (Достоевский)

 (Максимально – 11 баллов; по одному за каждый знак)

 

   X.         Прокомментируйте высказывание академика Д.С. Лихачева, обосновав свою точку зрения. 

   Совершенствовать свой язык – огромное удовольствие, не меньшее, чем хорошо одеваться, только менее дорогое.

 

(Максимально – 10 баллов)


Чтобы просмотреть ответы, нажмите СЮДА!


 Понравился материал? Не забудь оценить!

Просмотров: 6251 | Добавил: Admin | Рейтинг: 4.2/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]